Оператор выбора


Оператор выбора позволяет выбрать одно из нескольких возможных продолжений программы. Параметром, по которому осуществляется выбор, служит ключ выбора -выражение любого порядкового типа (любого из рассмотренных, кроме типов REAL и STRING).
Структура оператора выбора такова:
CASE <ключ_выбора> OF <список_выбора> [ELSE <операторы>] END
Здесь CASE, OF, ELSE, END - зарезервированные слова (случай, из, иначе, конец);
 <ключ_выбора> - ключ выбора; 
<список_выбора> - одна или более конструкций вида:
 <константа_выбора> : <оператор>;
 <константа_выбора> - константа того же типа, что и выражение<ключ_выбopa> ;
 <операторы> - произвольные операторы Турбо Паскаля.
Оператор выбора работает следующим образом. Вначале вычисляется значение выражения <ключ_выбора>, а затем в последовательности операторов <список_выбора> отыскивается такой, которому предшествует константа, равная вычисленному значению. Найденный оператор выполняется, после чего оператор выбора завершает свою работу. Если в списке выбора не будет найдена константа, соответствующая вычисленному значению ключа выбора, управление передается операторам, стоящим за словом ELSE. Часть ELSE <оператор> можно опускать. Тогда при отсутствии в списке выбора нужной константы ничего не произойдет и оператор выбора просто завершит свою работу.
Составим программу (пример 2.8), имитирующую работу микрокалькулятора. Программа вводит две строки: первая содержит два произвольных числа, разделенных пробелом, вторая - символ арифметического действия, например:
2 2
 *
или
18.35 0.12
     /
Над введенными числами осуществляется соответствующее действие и результат выводится на экран. Признаком конца работы программы служит ввод любого символа, отличного от +,-,*, /.
Пример 2.8
Program Calc;
{Программа вводит два числа в первой строке и один из знаков +, -, *, / - во второй и выводит на экран результат соответствующего арифметического действия} 
var
operation : Char; {Знакоперации}
х, у, z : Real; {Операнды и результат}
stop : Boolean; {Признак ошибочной операции и останова}
begin
stop := false;
repeat 
WriteLn; {Пустаястрока-разделитель}
Write('x,y= ' ) ;
ReadLn(x,y); 
Write('операция: ') ;
ReadLn(operation); 
case operation of


' + ' :

z : =

x + y;

' - ' :

z : =

x - y;

' * ' :

z : =

x * y;

' / ' :

z : =

x / y;

else

 

 

stop

:= true;

end;

 

 

if not

stop

then

WriteLn('результат=',z)
until stop 
end.
Любому из операторов списка выбора может предшествовать не одна, а несколько констант выбора, разделенных запятыми. Например, следующая программа при вводе одного из символов: у или Y выведет на экран слово «Да», а при вводе n или N - слово «Нет»:
var
ch : Char ;
begin
ReadLn (ch) ;
case ch of
'n','N' : WriteLn ('Нет' );
'y','Y' : WriteLn ('Да')
end
end.
 
Метки и операторы перехода
Можно теоретически показать, что рассмотренных операторов вполне достаточно для написания программ любой сложности. В этом отношении наличие в языке операторов перехода кажется излишним. Более того, современная технология структурного программирования основана на принципе «программировать без GOTO»: считается, что злоупотребление операторами перехода затрудняет понимание программы, делает ее запутанной и сложной в отладке.
Тем не менее, в некоторых случаях использование операторов перехода может упростить программу.
Оператор перехода имеет вид:
GOTO <метка>.
Здесь GOTO - зарезервированное слово (перейти [на метку]); <метка> - метка.
Метка в Турбо Паскале - это произвольный идентификатор, позволяющий именовать некоторый оператор программы и таким образом ссылаться на него. В целях совместимости со стандартным языком Паскаль в языке Турбо Паскаль допускается в качестве меток использование также целых чисел без знака.
Метка располагается непосредственно перед помечаемым оператором и отделяется от него двоеточием. Оператор можно помечать несколькими метками, которые в этом случае отделяются друг от друга двоеточием. Перед тем как появиться в программе, метка должна быть описана. Описание меток состоит из зарезервированного слова LABEL (метка), за которым следует список меток:
label
loop, 1b1, 1b2; 
begin
.......
goto 1b1;
.......
 loop: ......
....... 
1b1:1b2: ......
........ 
goto 1b2;
.......
Действие оператора GOTO состоит в передаче управления соответствующему меченному оператору.
При использовании меток необходимо руководствоваться следующими правилами:
метка, на которую ссылается оператор GOTO, должна быть описана в разделе описаний и она обязательно должна встретиться где-нибудь в теле программы;
метки, описанные в процедуре (функции), локализуются в ней, поэтому передача управления извне процедуры (функции) на метку внутри нее невозможна.
 
Массивы
Рассмотренные выше простые типы данных позволяют использовать в программе одиночные объекты - числа, символы, строки и т.п. В Турбо Паскале могут использоваться также объекты, содержащие множество однотипных элементов. Это массивы -формальное объединение нескольких однотипных объектов (чисел, символов, строк и т.п.), рассматриваемое как единое целое. К необходимости применения массивов мы приходим всякий раз, когда требуется связать и использовать целый ряд родственных величин. Например, результаты многократных замеров температуры воздуха в течение года удобно рассматривать как совокупность вещественных чисел, объединенных в один сложный объект - массив измерений.
При описании массива необходимо указать общее число входящих в массив элементов и тип этих элементов. Например:
var
а : array [1..10] of Real; 
b : array [0..50] of Char;
с : array [-3..4] of Boolean;
Как видим, при описании массива используются зарезервированные слова ARRAY и OF (массив, из). За словом ARRAY в квадратных скобках указывается тип-диапазон, с помощью которого компилятор определяет общее число элементов массива. Тип-диапазон (подробнее см. в гл.4) задается левой и правой границами изменения индекса массива, так что массив А состоит из 10 элементов, массив В - из 51, а массив С - из 8 элементов. За словом OF указывается тип элементов, образующих массив.
Доступ к каждому элементу массива в программе осуществляется с помощью индекса - целого числа (точнее, выражения порядкового типа, см. гл.4), служащего своеобразным именем элемента в массиве (если левая граница типа-диапазона равна 1, индекс элемента совпадает с его порядковым номером). При упоминании в программе любого элемента массива сразу за именем массива должен следовать индекс элемента в квадратных скобках, например:
var
a: array [1..10] of Integer;
b: array [0..40] of Char;
c: array [-2..2] of Boolean;
k: Integer; begin
b[17] := 'F1;
c[-2] := a[l] > [2] ;
for k : = 1 to 10 do a[k] := 0;
...
end.
В правильно составленной программе индекс не должен выходить за пределы, определенные типом-диапазоном. Например, можно использовать элементы А[1], В[38], С[0], но нельзя A[0] или С[38] (определение массивов см. выше). Турбо Паскаль может контролировать использование индексов в программе на этапе компиляции и на этапе счета программы.
Для иллюстрации приемов работы с массивами составим программу (пример 2.9), которая создает массив случайных целых чисел, подсчитывает их среднее арифметическое, а также определяет и выводит на экран минимальное и максимальное из этих чисел.
Пример 2.9
Program Average;
{Программа создает массив из N случайных целых чисел, равномерно распределенных в диапазоне от 0 до MAX_VALUE-1, подсчитывает среднее арифметическое этих чисел, а также минимальное и максимальное из них.}
const
N = 1000; 
MAX_VALUE = 100+1; {Диапазон значений случайных чисел} 
var
m : array [1..N] of Integer; {Массивчисел}
i : Integer; {Индекс массива}
max, min : Integer; {Максимальное и минимальное число}
s : Real; {Сумма чисел}
begin
{Наполняем массив случайными числами:} 
for i := 1 to N do
m[i] := random(MAX_VALUE); {Задаемначальныезначенияпеременных:}
s := 0;
max : = m [ 1 ] ;
min : = m [ 1 ] ;
{Цикл вычисления суммы всех случайных чисел и поиска минимального и максимального:}
for i := 1 to N do 
begin
s : = s + m [ i ] ;
if m[i] < min then
min := m[i]
else if m[i] > max then
max := m[i] 
end;
{Вычисляем среднее значение и печатаем результат:}
WriteLn('MMH = ',min,' Макс = ', max, ' Среднее = ',s/N) 
end.
Для создания массива используется встроенная функция RANDOM (MAX) , которая возвращает случайное целое число, равномерно распределенное в диапазоне от 0 до МАХ-1 (МАХ- параметр обращения).
 
Процедуры и функции
Процедуры и функции представляют собой важный инструмент Турбо Паскаля, позволяющий писать хорошо структурированные программы. В структурированных программах обычно легко прослеживается основной алгоритм, их нетрудно понять любому читателю, они проще в отладке и менее чувствительны к ошибкам программирования. Все эти свойства являются следствием важной особенности процедур (функций), каждая из которых представляет собой во многом самостоятельный фрагмент программы, связанный с основной программой лишь с помощью нескольких параметров. Самостоятельность процедур (функций) позволяет локализовать в них все детали программной реализации того или иного алгоритмического действия и поэтому изменение этих деталей, например, в процессе отладки обычно не приводит к изменениям основной программы.
Многие примеры в этой книге невелики по размерам (не более 30-40 строк), поэтому написать такие программы можно и без процедур. Иное дело - создание крупных программ в сотни, тысячи и десятки тысяч строк. Писать такие программы как нечто единое целое, без расчленения на относительно самостоятельные фрагменты, т.е. без структурирования, просто невозможно. Практически во всех языках программирования имеются средства структурирования. Языки, в которых предусмотрены такие механизмы, называются процедурно-ориентированными. К их числу принадлежит и Турбо Паскаль.
Процедурой в Турбо Паскале называется особым образом оформленный фрагмент программы, имеющий собственное имя. Упоминание этого имени в тексте программы приводит к активизации процедуры и называется ее вызовом. Сразу после активизации процедуры начинают выполняться входящие в нее операторы, после выполнения последнего из них управление возвращается обратно в основную программу и выполняются операторы, стоящие непосредственно за оператором вызова процедуры ( 2).
Для обмена информацией между основной программой и процедурой используется один или несколько параметров вызова. Как мы увидим дальше (см. гл. 8), процедуры могут иметь и другой механизм обмена данными с вызывающей программой, так что параметры вызова могут и не использоваться. Если они есть, то они перечисляются в круглых скобках за именем процедуры и вместе с ним образуют оператор вызова процедуры.
Функция отличается от процедуры тем, что результат ее работы возвращается в виде значения этой функции, и, следовательно, вызов функции может использоваться наряду с другими операндами в выражениях.
С примерами процедур и функций мы уже сталкивались - это стандартные процедуры чтения И записи READ, READLN, WRITE, WRITELN, функции ORD, CHR, математические функции и др. Стандартными они называются потому, что созданы одновременно с системой Турбо Паскаль и являются ее неотъемлемой частью. В Турбо Паскале имеется много стандартных процедур и функций. Наличие богатой библиотеки таких программных заготовок существенно облегчает разработку прикладных программ. Однако в большинстве случаев некоторые специфичные для данной прикладной программы действия не находят прямых аналогов в библиотеках Турбо Паскаля, и тогда программисту приходится разрабатывать свои, нестандартные процедуры и функции.
Нестандартные процедуры и функции необходимо описать, чтобы компилятор мог установить связь между оператором вызова и теми действиями, которые предусмотрены в процедуре (функции). Описание процедуры (функции) помещается в разделе описаний и внешне выглядит как программа, но вместо заголовка программы фигурирует заголовок процедуры (функции).
Не вдаваясь в дальнейшие подробности, попробуем составить собственную процедуру, чтобы пояснить сказанное. Пусть в этой процедуре преобразуется некоторая символьная строка таким образом, чтобы все строчные буквы заменялись соответствующими прописными. В Турбо Паскале имеется стандартная функция UPCASE (см. гл.4), которая выполняет аналогичные действия над одиночным символом. Наша процедура (назовем ее UPSTRING) будет преобразовывать сразу все символы строки, причем сделаем ее пригодной не только для латинских букв, но и для букв русского алфавита.
Разработку программы проведем в два этапа. Сначала сконструируем основную (вызывающую) часть программы. Ее действия очень просты: она должна ввести входную строку (назовем ее Sinp) с клавиатуры, преобразовать ее с помощью процедуры UpString в выходную строку Sout и напечатать результат. Эти действия нетрудно запрограммировать, например:
Program CharsConvert;
Procedure UpString(si: String; var s2: String);
begin {UpString}
s2 := s1 {Пока еще нет преобразования!} 
end; {UpString}
var
Sinp, Sout : String; {Исходная и преобразованная строки}
begin {Начало основной (вызывающей) программы} 
Write('Введите строку: ');
ReadLn(Sinp); {Вводим исходную строку}
UpString(Sinp,Sout); {Преобразуем ее.к прописным буквам}
WriteLn (' Результат: ',Sout) {Печатаем результат}
end. {Конец вызывающей программы}
В этой программе используется замещение процедуры UPSTRING так называемой «заглушкой», т.е. процедурой, в которой на самом деле не осуществляется нужных нам действий, а выходная строка просто копирует входную. (Однако эта программа синтаксически абсолютно правильна и при желании ее можно запустить на счет.) Заглушка понадобилась нам по двум причинам. Во-первых, приведенная программа очень проста, в ней отсутствует детальная реализация процедуры и это позволяет наглядно проиллюстрировать механизм ее описания. Во-вторых, на ее примере мы знакомимся с универсальным методом конструирования сложных программ, получившим название нисходящее программирование. В соответствии с этим методом создание программы начинается «сверху», т.е. с разработки самого главного, генерального алгоритма. На верхнем уровне обычно еще не ясны детали реализации той или иной части программы, поэтому эти части следует заменить временными заглушками. Желательно, чтобы временный вариант программы был синтаксически правильным, тогда можно его откомпилировать и убедиться в отсутствии в нем синтаксических ошибок. Такой прогон даст определенную уверенность перед разработкой и реализацией алгоритмов нижнего уровня, т.е. перед заменой заглушек реально работающими процедурами. Если реализуемый в заглушке алгоритм достаточно сложен, его вновь структурируют, выделяя главный алгоритм и применяя новые заглушки, и т.д. Процесс продолжается «вниз» до тех пор, пока не будет создан полностью работоспособный вариант программы.
В дальнейшем мы еще не раз будем использовать метод нисходящего программирования, а сейчас вернемся к описанию нашей процедуры. Как видим, это описание начинается зарезервированным словом Procedure, за которым следуют имя процедуры и список формальных параметров. Список параметров заключается в круглые скобки и содержит перечень параметров с указанием их типа. Заметим, что перед параметром s2, с помощью которого в вызывающую программу возвращается результат преобразования, стоит зарезервированное слово VAR. Именно таким способом компилятору указываются те параметры, в которых процедура возвращает вызвавшей ее программе результат своей работы (подробнее см. гл. 8). Зарезервированное слово Procedure, имя процедуры и список ее параметров образуют заголовок процедуры. За заголовком следует тело процедуры, содержащее новый раздел описаний (этот раздел пока еще пуст) и раздел исполняемых операторов (оператор s2 : = s1).
Приступим к разработке алгоритма процедуры. Для этого обратимся к таблице кодировки символов, используемой в ПК (см. прил. 2). В соответствии с этой таблицей коды символов латинских строчных букв от а до z образуют непрерывный массив монотонно нарастающих чисел от 97 до 122, а коды соответствующих им прописных букв - непрерывный массив чисел от 65 до 90. Преобразование строчных латинских букв в прописные, следовательно, состоит в уменьшении кода буквы на 32. Сложнее обстоит дело с символами русского алфавита (кириллицей). В зависимости от принятого способа кодировки русские строчные буквы могут образовывать один сплошной массив (кодировки ГОСТ и MIC), два массива (альтернативная кодировка), несплошной массив (кодировка типа ЕСТЕЛ), неупорядоченный массив (кодировка КОИ-8). Если исключить два последних варианта кодировки, использовавшихся на устаревших ПК, то задача преобразования буквы состоит в том, чтобы к внутреннему коду русской буквы А (для букв от а до п) или к коду буквы Р (для букв от р до я) прибавить разницу в кодах текущего символа и кодах букв а и и. Например, если преобразуется буква б, то к коду А нужно прибавить разницу между кодами а и б, т.е. единицу, в результате получим код буквы Б. Точно так же при преобразовании буквы ф к коду буквы П будет прибавлено число 5 (как разница кодов ф и п), поэтому в результате получится код буквы Ф. С учетом этого можно составить следующий алгоритм реализации процедуры: для каждого символа исходной строки s1 определить, к какому подмассиву a...z, a...p или п...я принадлежит код этого символа, и затем изменить его, добавив к кодам букв А (латинская), А (русская) или Я соответствующую разницу. Если символ не принадлежит ни к какому из подмассивов, нужно поместить его код в выходную строку без изменений.
Вот возможный вариант процедуры:
Procedure UpString(sl: String; var s2: String); 
var
i: Integer; {Счетчикциклапреобразования
с: Char; {Рабочая переменная преобразования}
begin {UpString}
s2 := ' '; {Вначале выходная строка пуста}
{Цикл посимвольного анализа исходной строки} 
for i := 1 to Length(si) do
begin
{Берем из входной строки очередной символ}
с := sl[i];
{Проверяем символ на принадлежность к одному из трех подмассивов} 
if (с >= 'a') and (с <= 'z') then
с := chr(ord('A')+ord(c)-ord('a1)) {А,а - латинские!} 
else if (c >= 'a') and (c <= 'n') then
с := chr(ord('A')+ord(с)-ord('a')) {А,а - русские!} 
else if (c >= 'p') and (с <= 'я') then
с := chr(ord('PI)+ord(c)-ord('p'));
s2 := s2+c 
end 
end; {UpString}
В процедуре вначале с помощью оператора
s2 := '';
подготавливается «пустая» выходная строка, т.е. строка нулевой длины. Затем используется цикл от 1 до длины входной строки s1 (эта длина получается с помощью стандартной функции Length), в ходе которого проверяется принадлежность очередного символа указанным подмассивам и осуществляется необходимая коррекция его внутреннего кода. Для доступа к отдельным символам строки используется замечательное свойство типа данных STRING, позволяющее рассматривать строку как набор (массив) символов. Первый символ этого набора имеет индекс 1, второй - 2 и т.д. Индекс указывается сразу за именем строки в квадратных скобках. Таким образом, s1 [i] -это i-ый символ строки s1. Преобразованный символ добавляется в конец выходной строки.
Добавив комментарии и поместив тело процедуры вместо заглушки в первоначальный вариант программы, получим окончательно ее рабочий вариант (пример 2.10).
Пример 2.10
Program CharsConvert;
{Программа вводит произвольную текстовую строку, преобразует все входящие в нее буквы в прописные и печатает результат преобразования}
PROCEDURE UpString(sl : String; var s2 : String);
{Эта процедура преобразует буквы входной строки si в прописные буквы латинского или русского алфавита и помещает результат преобразования в выходную строку s2. Используется предположение о том, что последовательности латинских букв от «а» до «z» и русских букв. от «а» до «п» и от «р» до «я», а также последовательности соответствующих им прописных букв образуют непрерывные массивы} 
var
i: Integer; {Счетчик цикла преобразования} 
с: Char; {Рабочая переменная преобразования} 
begin {UpString}
s2 :=' ' ; {Вначале выходная строка пуста} 
{Цикл посимвольного анализа исходной строки} 
for i := 1 to Length(s1) do 
begin
{Берем из входной строки очередной символ} 
с := s1[i] ;
{Проверяем символ на принадлежность к одному из трех подмассивов} 
if (с >= 'a') and (с <= 'z') then
с := chr(ord('А')+ord(c)-ord('a')) {A,a - латинские!} 
else if (c >= 'a') and (c <= 'n') then
с := chr(ord('A')+ord(c)-ord('a')) {A,a -русские!} 
else if (c >= 'p') and (с <= 'я') then
с := chr(ord('P')+ord(c)-ord('p')); 
s2 := s2+c 
end 
end; {UpString}
var
Sinp, Sout : String; {Исходная и преобразованная строки}
begin {Начало основной (вызывающей) программы} 
Write('Введите строку: ');
ReadLn(Sinp); {Вводим исходную строку} 
UpString(Sinp,Sout); {Преобразуем ее к прописным буквам} 
WriteLn(' Результат: ',Sout) {Печатаем результат}
end. {Конец вызывающей программы}
Рассмотрим иной способ реализации той же программы: оформим алгоритм преобразования в виде функции. Кроме того, с помощью стандартной функции UPCASE преобразуем каждый очередной символ (это преобразование осуществляется только для букв латинского алфавита) и тем самым исключим проверку принадлежности символа к строчным латинским буквам:
Function UpString(s1: String): String;
var
i : Integer; с : Char;
s2: String; {Результатпреобразования} 
begin {UpString}
s2 := ' ';
for i := 1 to Length(si) do 
begin
{Получаем и преобразуем очередной символ}
с := UpCase(si [i]);
if (с >= 'a') and (с <= 'п') then
с := chr(ord('A')+orcKcJ-ord('a')) 
else
if (c >= 'p') and (с <= 'я') then
с := chr(ord('P')+ord(c)-ord('p'));
 s2 := s2+c 
end;
UpString := s2 {Присваиваемзначениефункции UpString} 
end; {UpString}
var
Sinp: String; 
begin {Начало основной программы}
Write('Введите строку: ') ;
ReadLn(Sinp);
WriteLn(' Результат: ',UpString(Sinp))
 end. {Конец основной программы}
Программа получилась несколько проще за счет того, что функцию можно использовать в качестве параметра обращения к другой процедуре (в нашем случае к WriteLn). Обратите внимание: в теле любой функции нужно осуществить присваивание ей вычисленного значения (см. оператор UpString := s2). В левой части оператора присваивания в этом случае указывается имя функции.

Примеры программ


Мы познакомились с основными возможностями языка Турбо Паскаль. Как видите, ядро языка очень компактно и отличается простотой - именно в этом состоит главная заслуга автора Паскаля Н.Вирта: язык, придуманный им, прост и естественен, он легко осваивается, на нем не трудно писать самые разнообразные программы. Конечно, рассмотрены далеко не все свойства Турбо Паскаля, ведь его главная отличительная черта - это богатство типов данных. Однако уже рассмотренного вполне достаточно для написания многих полезных программ.
Приводимые ниже программы относительно сложны, поэтому они реализуются поэтапно, по методу нисходящего программирования. Мне кажется, что тем читателям, кто не имеет большого опыта в программировании или кто захочет подробнее ознакомиться с нисходящим программированием, изучение этой главы принесет определенную пользу. Если Вам будет скучно разбираться в «кухне» программирования, но Вас заинтересуют описываемые здесь программы и Вы захотите их повторить, то в прил.5 Вы найдете полный текст соответствующей программы; однако в каждой из них используются некоторые дополнительные возможности языка Турбо Паскаль, которые не рассматривались ранее и которые обсуждаются в пропущенных Вами фрагментах книги.
При оформлении программ я стремился использовать хороший стиль написания программ, т.е. такую их форму, которая дает наиболее полное представление о структуре программы в целом и ее отдельных частей. Не существует какого-либо стандарта, определяющего хороший стиль программы. Обычно это интуитивное понятие включает способ расположения операторов и описаний по строкам (не рекомендуется размещать более одного оператора на каждой строке), а также выделение отступами тела составных и условных операторов. Последнее особенно важно в программах Турбо Паскаля: сплошь и рядом в них встречаются операторные скобки begin... end, причем часто вложенные друг в друга; использование отступа служит дополнительным средством проверки правильности их расстановки - не случайно в редакторе среды предусмотрена соответствующая опция. Принятый мною стиль оформления программ не претендует на эталон, просто мне кажется, что таким образом оформленные программы читаются лучше. Если Вы всерьез намерены программировать на Турбо Паскале, имеет смысл составить собственное представление о хорошем стиле и далее неукоснительно придерживаться его - очень скоро некоторые дополнительные издержки на подготовку программ с лихвой окупятся их «читабельностью», а это поможет Вам вспомнить все детали реализации программы, которая была написана несколько месяцев тому назад.
 
Вычисление дня недели
Случалось ли Вам мучительно вспоминать, какой именно день недели приходился на то или иное число год или два назад, или вычислять, на какой день недели в этом году приходится Ваш день рождения? Если да, то Вас, думаю, заинтересует простая программа, позволяющая по заданной дате мгновенно вычислить соответствующий день недели. В ее основе лежит такая формула:
день недели = остаток от деления X на 7,
где X = abs(trunc(2.6*m-0.2)+d+y/4+y+c/4-2*c); 
m - номер месяца (см. ниже); 
d - число (день месяца); 
с - номер столетия (см. ниже); 
у - номер года в столетии.
При использовании этой формулы следует учесть два обстоятельства. Во-первых, формула верна для григорианского календаря нового стиля (от 1582 до 4903 года). Во-вторых, год и месяц следует предварительно преобразовать так, как если бы начало года приходилось на 1 марта. Иными словами, март в этой формуле имеет порядковый номер 1, апрель 2, ..., январь 11 и февраль 12, причем январь и февраль следует отнести к предыдущему году. Например, для 1 февраля 1991 года номер месяца должен быть равен 12, а год 1990, в то время как для 31 декабря 1991 года номер месяца - 10, а год - 1991. Результат вычисления дается в виде целого числа в диапазоне от 0 до 6, причем 0 соответствует воскресенью.
Приступим к разработке программы. Прежде всего, предположим, что программа уже создана и Вы осуществляете ее прогон. Какая форма взаимодействия с программой кажется Вам наиболее подходящей? Вряд ли Вас удовлетворит однократное ее исполнение (ввод некоторой даты и вывод на экран соответствующего дня недели). Скорее всего Вы захотите повторить работу программы для нескольких дат, например, поинтересоваться, в какой день недели Вы родились, затем, на какой день недели приходится в этом году Ваш день рождения, дни рождения близких, друзей; может быть, определить, в какой день родились известные Вам исторические деятели, и т.д. Таким образом, в программе следует предусмотреть многократное выполнение действий <ввод даты> - <вычисление дня недели>, причем число циклов вычисления заранее не известно. Сразу же возникает новый вопрос: как сообщить программе, что Вы завершаете работу с ней? Для этого можно условиться, что ввод некоторой заранее обусловленной или недопустимой даты должен интерпретироваться программой, как указание на прекращение работы. С учетом сказанного, напишем такой начальный вариант программы:
var
IsCorrectDate: Boolean; {Признак правильной даты} 
d,m,y : Integer; {Вводимая дата - день, месяц и год} 
begin 
repeat
{Ввести в переменные d, л? и у очередную дату и проверить ее. Если дата правильная, установить IsCorrectDate=True, иначе IsCorrectDate=False} 
if IsCorrectDate then
{Вычислить и выдать на экран день недели}
until not IsCorrectDate 
end.
Если Вы попытаетесь запустить эту программу на счет, то ее поведение будет зависеть от начального значения переменной IsCorrectDate. Это значение случайно, так как компилятор Турбо Паскаля не проводит начальной инициализации переменных. Скорее всего, тот байт оперативной памяти, в котором она разместится, окажется нулевым, что в Турбо Паскале расценивается как логическое значение FALSE, поэтому с большой вероятностью ничего не произойдет, и программа сразу же завершит свою работу (условие not IsCorrectDate будет выполнено). Если начальное значение IsCorrectDate окажется не нулевым, то цикл REPEAT. . .UNTIL будет выполняться до тех пор, пока Вы не выключите компьютер или не нажмете клавиши Ctrl-Break.
Будем считать, что необходимые действия осуществляются в двух процедурах с именами InputDate (ввод даты) и WriteDay (вычисление и печать дня недели). В процедуру InputDate не нужно ничего передавать из программы, так как в ней самой осуществляются ввод и контроль даты. Поэтому заголовок процедуры может иметь такой вид:
Procedure InputDate(var d,m,y: Integer; var correctly:
Boolean);
Процедура WriteDay, напротив, только получает из программы нужные ей данные и ничего не возвращает в программу, поэтому в ее заголовке параметры описываются без слова VAR:
Procedure WriteDay(d,m,у : Integer);
 С учетом этого программу можно уточнить следующим образом:
var
IsCorrectDate: Boolean; {Признак правильной даты}
d,m,y : Integer; {Вводимая дата - день, месяц и год}
{...............................}
Procedure InputDate(var d,m,y : Integer;
var correctly : Boolean);
{Вводит в переменные d, m и у очередную дату и проверяет ее. Если дата правильная, устанавливает correctly=true, иначе correctly=false } 
begin {InputDate}
correctly := false 
end; {InputDate} 
{...............................}
Procedure WriteDay(d,m,у: Integer); 
{Вычисляет день недели и выводит его на экран} 
begin {WriteDay} 
end; {WriteDay} 
{..............................}
begin 
repeat
InputDate(d,m,y,IsCorrectDate); 
if IsCorrectDate then
WriteDay(d,m,y) 
until not IsCorrectDate 
end.
Теперь можно разработать процедуру INPUTDATE. Ввод даты не вызывает трудностей - стандартные процедуры WRITE и READLN отлично приспособлены для этой цели. Для проверки правильности даты нужно проверить принадлежность месяца диапазону 1...12 и года - диапазону 1582...4903. Кроме того, число не должно выходить из диапазона 1...31. Если Вы не очень настаиваете на более точной проверке числа в зависимости от месяца и года (для февраля), то программная реализация процедуры будет следующей:
Procedure InputDate(var d,m,y : Integer;
var correctly : Boolean);
{Вводит в переменные d, m и у очередную дату и проверяет ее. Если дата правильная, устанавливает correctly=true, иначе correctly=false } 
begin {InputDate}
Write('Введите дату в формате ДД ММ ГГ: ');
ReadLn(d,m,y);
correctly := (d>=l)and (d<=31) and (m>=l)
and (m<=12) and (y>=1582) and (y<=4903)
end; {InputDate}
При выполнении этой процедуры ввод, например, трех нулей приведет к присвоению переменной CORRECTLY значения FALSE, что вызовет завершение работы программы.
Теперь разберемся с процедурой WRITEDAY. Получив в параметрах обращения день, месяц и год, она должна:

  • преобразовать месяц и год так, как описано выше (год должен начинаться 1 марта);
  • вычислить день недели;
  • выдать на экран результат.

Первое и второе действия очень просты и легко программируются. Что касается выдачи на экран, то можно потребовать от программы, чтобы эта выдача была не просто числом от 0 до 6, а одной из строк «воскресенье», «понедельник», ..., «суббота». Для этого потребуются дополнительные усилия: нужно сначала создать массив строковых констант с именем, например, DAYS_OF_WEEK (дни_недели), а затем выбрать из этого массива и выдать на экран нужную строку. Создать массив текстовых констант можно с помощью объявления типизированной константы (см. гл. 7):
const
Days_of_week: array [0..6] of String [11] =
('воскресенье','понедельник','вторник', 'среда','четверг','пятница','суббота');
В этом объявлении идентификатор Days_of_week описывается в разделе констант, однако справа от него указан тип данных (массив строк), как если бы описывалась переменная, а уже только после типа стоит знак равенства и заключенный в круглые скобки список элементов массива. В результате получим следующую процедуру:
Procedure WriteDay(d,m,y : Integer); 
const
Days_of_week: array [0..6] of String [11] =
('воскресенье','понедельник','вторник', ' среда', ' четверг', ' пятница', ' суббота.') ;
var
с, w :Integer;
begin
if m <3 then
begin {Месяц январь или февраль}
m := m + 10; 
у := у - 1 
end 
else
m : = m - 2; {Остальные месяцы}
с := у div 100; {Вычисляем столетие} 
у := у mod 100; {Находим год в столетии} 
w := abs(trunc(2.6*m-0.2)+d+y div 4+y+c div 4-2*c) mod 7;
WriteLn(Days_of_week[w] ) 
end;

 

 
На главную | Содержание | < Назад....Вперёд >
С вопросами и предложениями можно обращаться по nicivas@bk.ru. 2013 г. Яндекс.Метрика