Ошибки


Компилятор генерирует исполняемую программу лишь в том случае, если исходный текст не содержит синтаксических ошибок. В большинстве случаев в только что набранной программе есть ошибки. Программист должен их устранить.
Чтобы перейти к фрагменту кода, который содержит ошибку, надо установить курсор в строку с сообщением об ошибке и из контекстного меню (выбрать команду Edit source.
Процесс устранения ошибок носит итерационный характер. Обычно сначала устраняются наиболее очевидные ошибки, например, декларируются необъявленные переменные. После очередного внесения изменений в текст программы выполняется повторная компиляция. Следует учитывать тот факт, что компилятор не всегда может точно локализовать ошибку. Поэтому, анализируя фрагмент программы, который, по мнению компилятора, содержит ошибку, нужно обращать внимание не только на тот фрагмент кода, на который компилятор установил курсор, но и на тот, который находится в предыдущей строке.
В табл. В10 перечислены наиболее типичные ошибки и соответствующие им сообщения компилятора.
Таблица В10. Сообщения компилятора об ошибках

Сообщение

Вероятная причина

Missing operator or semicolon (Отсутствует оператор или точка с запятой)

После инструкции не поставлена точка с запятой

Если компилятор обнаружил достаточно много ошибок, то просмотрите все сообщения, устраните сначала наиболее очевидные ошибки и выполните повторную компиляцию. Вполне вероятно, что после этого количество ошибок значительно уменьшится. Это объясняется особенностями синтаксиса языка, когда одна незначительная ошибка может "тащить" за собой довольно большое количество других.
Если в программе нет синтаксических ошибок, компилятор создает исполняемый файл программы. Имя исполняемого файла такое же, как и у файла проекта, а расширение — exe. Delphi помещает исполняемый файл в тот же каталог, где находится файл проекта.

Предупреждения и подсказки


При обнаружении в программе неточностей, которые не являются ошибками, компилятор выводит подсказки (Hints) и предупреждения (warnings).
Например, наиболее часто выводимой подсказкой является сообщение об объявленной, но не используемой переменной:
Variable ... is declared but never used in ... Действительно, зачем объявлять переменную и не использовать ее?
В табл. В11 приведены предупреждения, наиболее часто выводимые компилятором.
Таблица В11. Предупреждения компилятора

Предупреждение

Вероятная причина

Variable... is declared but never used in ...
Variable . . . might not have been initialized. (Вероятно, используется не инициализированная переменная)

Переменная не используется
В программе нет инструкции, которая присваивает переменной начальное значение

Запуск программы


Пробный запуск программы можно выполнить непосредственно из Delphi, не завершая работу со средой разработки. Для этого нужно из меню Run выбрать команду Run или щелкнуть на соответствующей кнопке панели инструментов Debug (В41. Запуск программы из среды разработки
Ошибки времени выполнения
Во время работы приложения могут возникать ошибки, которые называются ошибками времени выполнения (run-time errors) или исключениями (exceptions). В большинстве случаев причинами исключений являются неверные исходные данные. Например, если во время работы программы вычисления скорости бега в поле Время ввести 3.20, т.е. для отделения дробной части числа от целой использовать точку, то в результате нажатия кнопки Вычислить на экране появится окно с сообщением об ошибке (В42. Пример ошибки времени выполнения (программа запущена из Windows)
Причина возникновения ошибки заключается в следующем. В тексте программы дробная часть числа от целой отделяется точкой. При вводе исходных данных в поле редактирования пользователь может (если не предпринять никаких дополнительных усилий) отделить дробную часть числа от целой точкой или запятой. Какой из этих двух символов является допустимым, зависит от настройки Windows.
Если в настройке Windows указано, что разделитель целой и дробной частей числа — запятая (для России это стандартная установка), а пользователь во время работы программы введет в поле редактирования, например, строку 3.20, то при выполнении инструкции
t = StrToFloat(Edit2.Text)
возникнет исключение, т. к. при стандартной , для России настройке Windows содержимое поля Edit2 и, следовательно, аргумент функции strToFloat не являются изображением дробного числа.
Если программа запущена из среды разработки, то при возникновении исключения выполнение программы приостанавливается, и на экране появляется окно с сообщением об ошибке и ее типе. В качестве примера на приведено окно с сообщением о том, что введенная пользователем строка не является дробным числом.
После нажатия кнопки ОК программист может продолжить выполнение программы (для этого надо из меню Run выбрать команду Step Over) или прервать выполнение программы. В последнем случае нужно из меню Run выбрать команду Program Reset.
При разработке программы программист должен постараться предусмотреть все возможные варианты некорректных действий пользователя, которые могут привести к возникновению ошибок времени выполнения (исключения), и обеспечить способы защиты от них.
В листинге В5 приведена версия программы Скорость бега, в которой реализована защита от некоторых некорректных действий пользователя, в частности, программа.позволяет вводить в поле Дистанция (Editl) только цифры.

Внесение изменений


После нескольких запусков программы Скорость бега возникает желание внести изменения в программу. Например, было бы неплохо, чтобы после ввода дистанции и нажатия клавиши <Enter> курсор переходил в поле Время. Или если бы в поля Дистанция и Время пользователь мог ввести только цифры.
Чтобы внести изменения в программу, нужно запустить Delphi и открыть соответствующий проект. Сделать это можно обычным способом, выбрав из меню File команду Open Project. Можно также воспользоваться командой Reopen из меню File. При выборе команды Reopen открывается список проектов, над которыми программист работал в последнее время.
В листинге В5 приведена программа Скорость бега, в которую добавлены
Процедуры обработки событий OnKeyPress Для компонентов Edit1 и Edit2.
Следует обратить внимание на то, что для добавления в программу процедуры обработки события нужно в окне Object Inspector выбрать компонент, для которого создается процедура, затем на вкладке Events выбрать событие и сделать двойной щелчок в поле имени процедуры. Delphi сформирует шаблон процедуры обработки события. После этого можно вводить инструкции, реализующие процедуру обработки.
Листинг В5. Модуль программы Скорость бега после внесения изменений unit vrun1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls;
type
TForml = class(TForm) Editl: TEdit;
Edit2: TEdit; Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Label3: TLabel;
Label4: TLabel;
Buttonl: TButton;
Button2: TButton;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure Button2Click(Sender: TObject);
procedure EditlKeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);
private
{ Private declarations } public
{ Public declarations } end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.dfm)
// нажатиекнопкиВычислить
procedure TForm1.ButtonlClick(Sender: TObject);
var
dist : integer; // дистанция, метров
t: real; // время как дробное число
min : integer; // время, минуты
sek : integer; // время, секунды
v: real; // скорость
begin
// получить исходные данные из полей ввода
dist := StrToInt(Editl.Text); t := StrToFloat(Edit2.Text);
// предварительные преобразования
min := Trunc(t); // кол-во минут — это целая часть числа t
sek := Trunc(t*100) mod 100; // кол-во секунд — это дробная часть
// числа t
// вычисление
v := (dist/1000) / ( (min*60 + sek)/3600);
// вывод результата
label4.Caption := 'Дистанция: '+ Editl.Text +
' м' + #13 + 'Время: ' + IntToStr(min) +
' мин ' + IntToStr(sek) + ' сек ' + #13 +
'Скорость: ' + FloatToStrF(v,ffFixed,4,2) + ' км/час';
end;
// нажатиекнопкиЗавершить
procedure TForml.Button2Click(Sender: TObject);
begin
Form1.Close; end;
// нажатие клавиши в поле Дистанция
procedure TForm1.Edit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);
begin
// Key — символ, соответствующий нажатой клавише.
// Если символ недопустимый, то процедура заменяет его
// на символ с кодом 0. В результате этого символ в поле
// редактирования не появляется, и у пользователя создается
// впечатление, что программа не реагирует на нажатие некоторых
// клавиш.
case Key of
'0'..'9': ; // цифра
#8 : ; // клавиша <Back Space>
#13 : Edit2.SetFocus ; // клавиша <Enter>
// остальные символы — запрещены
else Key :=Chr(0); // символ не отображать
end;
end;
end.
После внесения изменений проект следует сохранить. Для этого нужно из меню File выбрать команду Save all.

Окончательная настройка приложения


После того как программа отлажена, необходимо выполнить ее окончательную настройку, т. е. задать название программы и выбрать значок, который будет изображать исполняемый файл приложения в папке или на рабочем столе, а также на панели задач во время работы программы.
Настройка приложения выполняется на вкладке Application диалогового окна Project Options (которое появляется в результате выбора из меню Project команды Options.
В поле Title надо ввести название приложения. Текст, который будет введен в это поле, будет выведен на панели задач Windows, рядом со значком, изображающим работающую программу.
Чтобы назначить приложению значок, отличный от стандартного, нужно щелкнуть мышью на кнопке Load Icon. Затем, используя стандартное окно просмотра папок, найти подходящий значок (значки хранятся в файлах с расширением ico).

Создание значка для приложения


В состав Delphi входит программа Image Editor (Редактор изображений), при помощи которой программист может создать для своего приложения уникальный значок. Запускается Image Editor выбором соответствующей команды из меню Tools или из Windows — командой Пуск | Программы Borland Delphi 7 | Image Editor.
Чтобы начать работу по созданию нового значка, нужно из меню File выбрать команду New, а из появившегося списка — опцию Icon File.
После выбора типа создаваемого файла открывается окно Icon Properties, в котором необходимо выбрать характеристики создаваемого значка: size (Размер) — 32x32 (стандартный размер значков Windows) и Colors (Палитра) — 16 цветов. В результате нажатия кнопки ОК открывается окно Icon1.ico, в котором можно, используя стандартные инструменты и палитру, нарисовать нужный значок.
Процесс рисования в Image Editor практически ничем не отличается от процесса создания картинки в обычном графическом редакторе, например, в Microsoft Paint. Однако есть одна тонкость. Первоначально поле изображения закрашено "прозрачным" (transparent) цветом. Если значок нарисовать на этом фоне, то при его выводе части поля изображения, закрашенные "прозрачным" цветом, примут цвет фона, на котором будет находиться значок.
В процессе создания картинки можно удалить (стереть) ошибочно нарисованные элементы, закрасив их прозрачным цветом, которому на палитре соответствует левый квадрат в нижнем ряду.
Кроме "прозрачного" цвета, в палитре есть "инверсный" цвет. Нарисованные этим цветом части рисунка при выводе на экран окрашиваются инверсным цветом относительно цвета фона.
Сохраняется созданный значок обычным образом, т. е. выбором из меню File команды Save.
Перенос приложения на другой компьютер
Небольшую программу, которая использует только стандартные компоненты и представляет собой один-единственный ЕХЕ-файл, можно перенести на другой компьютер вручную, например, при помощи дискеты. Как правило, при запуске таких программ на другом компьютере проблем не возникает.
Программы, которые используют библиотеки, драйверы и другие программные компоненты, например, компоненты доступа к базам данных, перенести на другой компьютер вручную проблематично. Для таких программ лучше создать установочный диск (CD-ROM). Сделать это можно, например, при помощи пакета InstallShield Express, который входит в комплект поставки Delphi.

 

 
На главную | Содержание | < Назад....Вперёд >
С вопросами и предложениями можно обращаться по nicivas@bk.ru. 2013 г. Яндекс.Метрика