КОМПОНЕНТЫ СТРАНИЦЫ SYSTEM


В этом разделе не описаны расположенные на этой странице компоненты TDDEClient, TDDEClientItem, TDDEServer И TDDEServerItem.
Они рассчитаны на поддержку устаревшей технологии межпрограммного обмена данными DDE - Dynamic Data Exchange (динамический обмен данными), которая в современных программах полностью вытеснена технологией OLE.
TTimer - таймер
Компонент TTimer (таймер) служит для отсчета интервалов реального времени. Его свойство interval определяет интервал времени в миллисекундах, который должен пройти от включения таймера до наступления события onTimer. Таймер включается при установке значения True в его свойство Enabled. Раз включенный таймер все время будет возбуждать события onTimer до тех пор, пока его свойство Enabled не примет значения False.
Следует учесть, что в силу специфики реализации аппаратного таймера персонального IBM-совместимого компьютера минимальный реально достижимый интервал отсчета времени не может быть меньше 55 миллисекунд (этот интервал называется тиком). Более того, любой интервал времени, отсчитываемый с помощью таймера, всегда кратен 55 миллисекундам. Чтобы убедиться в этом, проделайте следующий эксперимент, в котором подсчитывается среднее время между двумя срабатываниями таймера:

  • Положите на пустую форму компонент TTimer. Установите в его свойство interval любое число в диапазоне от 1 до 55 включительно.
  • Напишите такой обработчик события onTimer:

var
BegTime: TDateTime;
procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
var
h, m, s, ms: Word;// Переменные для декодирования времени
const
MaxTick = 10; // Количество интервалов таймера
begin
if Tag = 0 then
BegTime := Time; // Запоминаем начальное время
Tag := Tag + 1; // Наращиваем счетчик тиков
if Tag = MaxTick then
begin
Timeri.Enabled := False; // Выключаемтаймер
// Декодируемзначение 1 тика
DecodeTime((Time-BegTime)/MaxTick, h, m, s, ms);
// Выводим результат в заголовке окна:
Caption := IntToStr(s) + ' s ' + IntToStr(ms) + ' ms'
end
end;
Обратите внимание на определение глобальной переменной BegTime в области видимости процедуры TimerlTimer. Необходимость нескольких (MaxTick) срабатываний для точного усреднения результата связана с тем, что системные часы также обновляются каждые 55 мс. После запуска программы в заголовке окна вы увидите строку
О s 55 ms ,
в которой указывается, сколько реального времени разделяет два соседних события OnTimer. Этот результат повторится для любых значений константы MaxTick. Если вы установите Interval таймера в диапазоне от 56 до 110 миллисекунд, в заголовке будет указано 110 ms И Т. Д.
Мультимедийный таймер
В ряде практически важных применений (при разработке игр, в системах реального времени для управления внешними устройствам и т. п.) интервал 55 мс может оказаться слишком велик. Современный ПК имеет мультимедийный таймер, период срабатывания которого может быть от 1 мс и выше. Однако этот таймер не имеет компонентного воплощения, поэтому для доступа к нему приходится использовать функции API.
Общая схема его использования такова. Сначала готовится процедура обратного вызова (call back) с таким заголовком:
procedure TimeProc(uID, uMsg: UINT; dwUser, dwi, dw2: DWORD);
stdcall;
Здесь uID - идентификатор события таймера (см. ниже); uMsg - не используется; dwuser - произвольное число, передаваемое процедуре в момент запуска таймера; dwi, dw2 - не используются. Запуск таймера реализуется функцией
function timeSetEnet(uDelay, uResolution: UINT;
IpTimeProc:Pointer;
dwUser: DWORD;
fuEvent: UINT): UINT;
stdcall;
external 'winmm.dll';
Здесь uDelay - требуемый период срабатывания таймера (в мс);
uResolution - разрешение таймера; значение 0 означает, что события срабатывания таймера будут возникать с максимально возможной частотой; в целях снижения нагрузки на систему вы можете увеличить это значение; IpTimeProc - адрес процедуры обратного вызова; dwUser - произвольное число, которое передается процедуре обратного вызова и которым программист может распоряжаться по своему усмотрению; fuEvent - параметр, управляющий периодичностью возникновения события таймера: time_oneshot (0) - событие возникает только один раз через uDelay мс; time_periodic (1) - события возникают периодически каждые uDelay мс. При успешном обращении функция возвращает идентификатор события таймера или 0, если обращение было ошибочным.
Таймер останавливается, и связанные с ним системные ресурсы освобождаются функцией
function timeKillEvent(uID: UINT): UINT;
stdcall; external 'winmm.dll';
Здесь uID - идентификатор события таймера, полученный с помощью timeSetEvent.
В следующем примере иллюстрируется особенность использования мультимедийного таймера.
unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Buttons, ExtCtrls;
type
TfmExample = class(TForm)
Panell: TPanel;
bbRun: TBitBtn;
bbClose: TBitBtn;
edinput: TEdit;
IbOutput: TLabel;
mmOutput: TMemo;
procedure bbRunClick(Sender: TObject);
procedure FormActivate(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations
end;
var
fmExample: TfmExample;
implementation
{$R *.DFM} // Объявление экспортируемых функций:
function timeSetEvent(uDelay, uReolution: UINT; IpTimeProc:
Pointer;
dwUser: DWORD; fuEvent: UINT): Integer;
stdcall;
external
'winmm';
function timeKillEvent (uiD: UINT): Integer;
stdcall;
external 'winmm' ;
// Объявление глобальных переменных
var
uEventID: UINT; // Идентификатор события таймера
BegTime: TDateTime; // Засечка времени
Counter: Integer; // Счетчик повторений
Delay: Word; // Периодсрабатывания
procedure ProcTime(uID, msg:. UINT; dwUse, dwi, dw2: DWORD);
stdcall;
// Реакция на срабатывание таймера (процедура обратного вызова)
var
h, m, s, ms: Word; // Переменные для декодирования времени
const
MaxCount = 55; // Количество повторений
begin
timeKillEvent(uEventID); // Останавливаем таймер
Counter := Counter+1; // Наращиваемсчетчик
if Counter=MaxCount then // Конеццикла?
begin // - Да: декодируемвремя
DecodeTime((Time-BegTime)/MaxCount, h, m, s, ms);
fmExample.mmOutput.Lines.Add(
// Сообщаемрезультат
Format('Задано %s ms. Получено %d ms', [fmExample.edinput.Text, ms ] ) ) ;
fmExample.edinput.Text := ''; // ГотовимповторениеfmExample.edinput.SetFocus
end
else // - Нет: вновь пускаем таймер
uEventID := timeSetEvent(Delay,0,@ProcTime,0,1);
end;
procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject);
// Запускает таймер, edinput содержит требуемый период.
begin
// Проверяем задание периода
if edinput.Text= '' then Exit;
try
Delay := StrToInt(edinput.Text)
except
ShowMessage('Ошибка ввода числа');
edinput.SelectAll;
edinput.SetFocus ;
Exit
end;
Counter := 0;
// Сбрасываемсчетчик
BegTime := Time;
// Засекаем время
// Запускаем таймер:
uEventID := timeSetEvent(Delay,0,@ProcTime,О,1);
if uEventID=0 then
ShowMessage('Ошибка запуска таймера ' )
end;
procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject);
begin
edinput.SetFocus
end;
end.
TPaintBox - окно для рисования
Назначение компонента TPaintBox - дать вам простое окно с канвой для рисования произвольных изображений. Канва содержится в свойстве Canvas компонента, графические инструменты - в свойствах Font, pen и Brush, а собственно рисование осуществляется в обработчике события OnPaint. Особенности использования этих инструментов см. в п. 16.4. Например, следующий обработчик создаст окно, показанное на
procedure TFormI.PaintBoxIPaint(Sender: TObject);
var
X, Y: Integer;
begin
with PaintBoxl, Canvas do
begin
Brush.Color := cIRed;
Ellipse (0, 0, Width, Height);
Font.Name := 'Arial';
Font.Size := Height div 5;
Font.Style := [fsBold, fsltalic];
Font.Color := clWhite;
X := (Width - TextWidth('Delphi')) div 2;
Y := (Height - TextHeight('D')) div 2;
TextOut(X, Y, 'Delphi')
end
end;
При повторении примера положите на пустую форму компонент
TPaintBox И установите его размеры: Height = 100/ Width = 300.
TMediaPlayer - медиаплейер
Компонент TMediaPlayer представляет собой набор кнопок (предназначенных для управления различными мультимедийными устройствами (компакт-дисками, звуковыми картами и т. п.).
 
Если ваш компьютер оснащен звуковой картой, вставьте этот компонент в пустую форму, в его свойство FileName поместите название любого файла с расширением WAV (из каталога с: | winsows | media), установите в свойство Autoopen компонента значение True и запустите программу - после щелчка мышью по кнопке вы услышите звучание выбранного музыкального фрагмента. Как видите, использование компонента предельно просто. Он автоматически распознает тип мультимедийного устройства по расширению файла и берет на себя управление этим устройством. Разумеется, в каждый момент времени компонент может управлять лишь одним устройством, однако с помощью изменения содержимого FileName или явно с помощью свойства DeviceType программа может менять устройство, связанное с компонентом.
Каждая кнопка компонента имеет собственное имя, позволяющее программисту сделать какую-либо кнопку невидимой или недоступной. В следующей таблице приводится имя и назначение каждой кнопки (под носителем информации подразумеваются файлы и физические устройства, которые могут служить источником или приемником информации).


  btStop

Останавливает запись или воспроизведение

 btNext

Позиционирует устройство на следующую дорожку или в конец носителя информации, если устройство не имеет дорожек

  btPrev

Позиционирует устройство на предыдущую дорожку или в начало носителя информации, если устройство не имеет до

  btStep

рожек Позиционирует устройство на один блок кадров ближе к концу носителя информации. Количество кадров в блоке

  btBack

содержится в свойстве Frames компонента Позиционирует устройство на один блок кадров ближе к началу носителя информации

btRecord

Начинает запись в носитель информации

  btEject

Освобождает устройство от носителя информации

  btPlay

Запуск

  btPause

Пауза

 
Свойства компонента:


property AutoEnable: Boolean;

Разрешает/запрещает автоматическое определение доступных и запрещенных кнопок

property AutoOpen: Boolean;

Разрешает/запрещает автоматический старт записи/воспроизведения в момент создания формы, в которую вставлен компонент

property AutoRewind: Boolean;
 

Разрешает/запрещает автоматическую
“перемотку” носителя информации в момент начала записи или воспроизведения.
Игнорируется, если устройство имеет дорожки или если установлены значения в свойства startpos и EndPos

TMPDevCaps = (mpCanStep, mpCanEject, mpCanPlay, mpCanRecord,
mpUsesWindows);
TMPDevCapsSet = set of
TMPDevCaps;

Содержит возможности устройства, связанного с компонентом mpCanStep, - может смещать носитель на кадр вперед или назад (устройство типа Animation, AVI Video, Digital Video, Overlay, или VCR); mpCanEject - может автоматически удалять носитель из устройства; mpCanPlay - может воспроизводить информацию; mpCanRecord - может записывать информацию; mpUsesWindows - может использовать окно для отображения процесса

property Capabilities: TMPDevCap
sSet; TMPBtnType = (btPlay, btPause, btStop, btNext, btPrev, btStep,
btBack, btRecord, btEject);

Кнопки, перечисленные в этом свойстве, будут использовать умалчиваемые цвета, не перечисленные кнопки будут черно-белыми.

TButtonSet = set of TMPBtnType;property ColoredButtons: Tbutton Set;

По умолчанию множество ColoredButtons содержит все кнопки 

property DeviceID: Word;
 

Содержит Windows-идентификатор устройства, связанного с компонентом. Доступно только для чтения

TMPDeviceTypes = (dtAutoSelect,
dtAVIVideo, dtCDAudio, dtDAT,
dtDigitalVideo, dtMMMovie,
dtOther, dtOverlay, dtScanner, dtSequencer, dtVCR, dtVideodisc,
dtWaveAudio);
property DeviceType: TMPDevice
Types;

Содержит тип устройства. Если Device-
Type" dtAutoSelect, тип определяется
автоматически по расширению файла в свойстве FileName. Каждое мультимедийное устройство в момент инсталляции указывает в файле system. ini, файлы с какими расширениями оно поддерживает

property Display: TWinContrn:

Содержит ссылку на окно для устройств, которые могут его использовать в процессе записи/воспроизведения

property DisplayRect: TRect;
 

Содержит область окна Display, которое устройство может использовать для отображения процесса записи/воспроизведения. Для улучшения процесса отображения рекомендуется в DisplayRect указывать умалчиваемые размеры(задаются координатами 0,0 для правого нижнего угла)

property EnabledButtons: TButtonSet;
 

Содержит множество доступных кнопок (тип TButtonSet описан выше для свойства ColoredButtons)

property EndPos: Longint;

Содержит положение носителя информации в момент прекращения записи или воспроизведения. Переустановка значения приводит к повторению записи или воспроизведения

property Error: Longint;

Содержит код ошибки. Доступно только для чтения

property ErrorMessage: String;

Содержит сообщение об ошибке. Доступно только для чтения

property FileName: String;

Содержит имя читаемого или записываемого файла

property Frames: Longing; 
 

Определяет количество кадров, пропускаемых при выполнении методов step или Back

property Length: Longint; 

Содержит текущую длину носителя информации. Доступно только для чтения

TMPModes = (mpNotReady,-ipStopped, mpPlaying, mpRecord-
ing, mpSeeking, mpPaused,
-npOpen) ;
property Mode: TMPModes;

Показывает текущее состояние мультимедийного устройства: mpNotReady - не готово; mpStopped - остановлено; mpPlaying -
воспроизводит информацию; mpRecording -записывает информацию; mpSeeking -
перемещает носитель информации;
mpPaused - Приостановлено; mpOpen - от крыто. Доступно только для чтения

property Notify: Boolean;
PNotifyValues = (nvSuccessful,
Superseded, nvAborted, nvFailre);

Содержит True, если методы Back, Close, Eject, Next, Open, Pause, PauseOnly, Play, Previous, StartRecording, Resume, Rewind, Step и Stop будут создавать событие OnNotify
Содержит результат последней команды, создающей событие OnNotify: nvSuccessful - выполнена успешно; nvSuperseded

property NotifyValue: TMPNotify;
Values;

заменена другой командой; nvAborted досрочно прервана; nvFailure - завершилась ошибкой. Доступно только для чтения

property Position: Longint; 
 

Содержит текущую позицию носителя информации

property Shareable: Boolean;

Разрешает/запрещает другим компонентам и программам использовать устройство, связанное с данным компонентом

property Start: Longing;

Содержит позицию от начала носителя, с которой начинается запись или воспроизведение. Определяется в момент открытия устройства и доступно только для чтения

property StartPos: Longint;

Содержит текущую позицию от начала носителя, с которого начинается запись или воспроизведение

TMPTimeFormats = (tfMilliseconds,
tfHMS, tfMSF, tfFrames,tfSMPTE24, tfSMPTE25, tfSMPTESO,tfSMPTE30Drop, tfBytes, tfSam ples, tfTMSF);property TimeFormat: TMPTimeFor mats;

Определяет формат представления данных в свойствах StartPos, Length, Position, Start и Endpos (см. пояснения ниже)

property TrackLength[TrackNum: Integer]: Longint;

Возвращает длину (в формате TimeFormat) дорожки с индексом TrackNum. Доступно только для чтения

property TrackPosition[TrackNum:
Integer]: Longint

Возвращает стартовую позицию (в формате
TimeFormat) дорожки С индексом TrackNum.
Доступно только для чтения

property Tracks: Longint;

Содержит количество дорожек в открытом
устройстве. Доступно только для чтения

property VisibleButtons: TButtonSet; 
 

Содержит множество видимых кнопок (тип TButtonSet описан выше для свойства ColoredButtons)

property Wait: Boolean; 
 

Если содержит True, управление возвращается в программу только после завершения перехода устройства в другое состояние, связанное с методами Back, Close, Eject, Next, Open, Pause, PauseOnly, Play, Previous, StartRecording, Resume, Rewind, Step или Stop

Если свойство AutoEnabie имеет значение True, компонент автоматически по типу устройства или расширению файла и значению свойства Mode определяет, какие кнопки будут доступны пользователю. Если AutoEnabie=Faise, доступными будут только те кнопки, которые входят в множество EnabiedButtons. Множество Enabied-
Buttons игнорируется, если AutoEnable=True.
Свойство AutoRewind игнорируется, если устройство имеет дорожки или если процесс записи/воспроизведения вызван изменением значения в свойстве StartPos или Endpos.
Положение носителя В свойствах StartPos, Length, Position, Start и EndPos В Зависимости от значения свойства TimeFormat должно интерпретироваться следующим образом (отсчет ведется от начала носителя информации):


tfMilliseconds

Миллисекунды в диапазоне от 0 до 4 294 967 295 Часы, минуты, секунды.

tfHMS

Занимают в порядке перечисления по одному байту начиная с младшего. Старшин байт Longint не используется

tfMSF

Минуты, секунды и кадры. Занимают в порядке перечисления по одному байту начиная с младшего. Старший байт Longint не используется

tfFrames

Кадры в диапазоне от 0 до 4 294 967 295

tfSMPTE24

Часы, минуты. секунды и количество блоков по 24 кадра в секунду. Занимают в порядке перечисления по одному байту начиная с младшего

tfSMPTE25

Часы, минуты, секунды и количество блоков по 25 кадров в секунду

tfSMPTE30

Часы, минуты, секунды и количество блоков по 30 кадров в секунду

tfSMPTE30Drop

Часы, минуты, секунды и количество пропущенных блоков по 30 кадров в секунду

tfBytes

Байты в диапазоне от 0 до 4 294 967 295

tfSamples

Количество условных блоков информации в диапазоне от 0 до 4294967295

tfTMSF

Дорожки, минуты, секунды и кадры. Занимают в порядке перечисления по одному байту начиная с младшего

 
Свойство TimeFormat недоступно из окна Инспектора объектов и устанавливается автоматически при открытии мультимедийного устройства методом open. В связи с этим значения в свойствах StartPos, Position и EndPos могут устанавливаться, а в свойствах Length, Start, TrackLength И TrackPosition Становятся действительными только после вызова СPеn.
Методы компонента:


procedure AutoButtonSet(Btn: TMPBtnType); dynamic;
 
 

Реализует разрешение/запрещение кнопок компонента при установке в свойство AutoEnable значения True Перемещает текущую позицию в носителе информации назад на количество кадров, содержащихся В свойстве Frames

procedure Back;

По умолчанию вызывает обработчик события OnClick.

procedure Click(Button: TMPBtnType; var DoDefault: eoolean); dynamic ;

Предназначен для перекрытия в потомках

procedure Close;

Закрывает связанное с компонентом устройство

procedure DoNotify; dynamic;

По умолчанию вызывает обработчик события OnNotify. Предназначен для перекрытия в потомках

procedure Eject;

Выгружает носитель информации из устройства

procedure MMNotify(var Message: TMessage); message :MCINOTIFY;

Реализует отклик на сообщение Windows мм mcinotify. По умолчанию вызывает метод DoNotify

procedure Next;

Перемещает текущую позицию носителя на начало следующей дорожки, а если устройство
не имеет дорожек - в конец носителя

procedure Notification ( AComponent: TComponent; Operation:
TOperation); override;

Извещает компонент AComponent о том, что завершилась операция Operation 
 

procedure Open;

Открывает мультимедийное устройство

procedure Pause; 
 

Приостанавливает процесс воспроизведения или записи информации. Если устройство уже было
приостановлено, восстанавливает процесс с помощью вызова метода Resume

procedure PauseOnly;
 
 

Приостанавливает процесс воспроизведения
или записи информации. Если устройство уже было приостановлено, ничего не делает

procedure Play; 
 
 

Начинает воспроизведение с позиции StartPos, а если это свойство не установлено - с текущей позиции position

procedure PostClick (Button:
TMPBtnType); dynamic; 

Реализует отклик на событие OnPostClick. По умолчанию вызывает соответствующий обработчик события

procedure Previous; 
 
 

Перемещает текущую позицию носителя на начало предыдущей дорожки, а если устройство не имеет дорожек - в начало носителя

procedure Resume;

Восстанавливает процесс записи или воспроизведения. Вызывается при повторном щелчке по кнопке btPause

procedure Rewind;

Перемещает текущую позицию носителя к положению, определяемому свойством Start

procedure Save;

Сохраняет информацию в файле с именем FileName

procedure StartRecording;

Начинает запись информации с текущей позиции или позиции StartPos

procedure Step;

Перемещает текущую позицию в носителе информации вперед на количество кадров, содержащихся В свойстве Frames

procedure Stop;

Прекращает запись или воспроизведение информации

Для компонента определены следующие события:

EMPNotify = procedure (Sender:
TObject; Button: TMPBtnType;
var DoDefault: Boolean) of object;
property OnClick: EMPNotify;

Возникает после щелчка по кнопке Button компонента. Если DoDefault=True, вызывается метод, связанный с этой кнопкой
 

property OnNotify: TNotifу Event; 
 

Возникает после завершения вызова одного из методов Back, Close, Eject, Next, Open, Pause, PauseOnly, Play, Previous, Resume, Rewind, StartRecording, Step или Stop,если свойство Notify имеет значение True

EMPPostNotify = procedure
(Sender: TObject; Button: TMPBtnType) of object;
property OnPostClick: EMPPost-Notify;

Если wait=True, событие OnPostClick возникает только после завершения соответствующей операции, вызванной событием OnClick, в противном случае - немедленно после OnClick

Примечание
Иногда требуется воспроизвести короткий звуковой сигнал для привлечения внимания пользователя программы - например, после завершения длительного , по времени процесса- обновления данных. Стандартная для Delphi процедура без параметров Веер извлекает сигнал из системного динамика только в том случае, если ПК не оснащен звуковой картой. С другой стороны, мощные возможности компонента TMediaPlayer кажутся излишними для решения этой задачи на ПК, оснащенных звуковой картой. В этом случае может пригодиться API-функция MessageBeep, с помощью которой Windows 32 озвучивает стандартниге диалоговые окна. Единственным параметром обращения к ней является один из следующих идентификаторов стандартного звука: mb_IconAsfcerisk, mb_IconExcla-mation, mb_IconHand, mb IconQuestion, mb Ok. Обращение с параметром $ffffffff игнорирует звуковую карту и извлекает “бип” из системного динамика. Сразу после обращения функция возвращает управление программе и воспроизводит звук асинхронно.
Значительно более богатыми возможностями в этом отношении имеет, API-функция PlaySound, которая способна воспроизводить любые звуковые клипы.
Заголовок функции:
function PlaySound(pszSound: PChar; hmod: HINST;
fdw.Sound: Cardinal): .Boolean;
3десь pszSound - имя воспроизводимого файла; hmod - указывает Экземпляр программы, если звук берется из ресурсного файла ( в противном случае содержит 0); fdwSound - параметр, уточняющий воспроизведение. Его значениями могут быть: snd_async звук воспроизводится асинхронно (функция возвращает управление сразу после обращения к ней); end loop звук воспроизводится постоянно до тех пор, пока не будет .вызвана та же функция с параметром pszSound=0;
SND_NOSTOP функция пытается воспроизвести звук, если устройство не занято; в противном случае не воспроизводит ничего; если устройство занято, но этот параметр не указан, функция прервет воспроизведение старого звука и начнет воспроизведение нового;
SND_NOWAIT если устройство занято, функция не будет воспроизводить новый звук;
SND_PORGE. прекращает, воспроизведение всех звуков для данной задачи;
SND SYNC воспроизводит звук синхронно и возвращает управление только после полного его воспроизведения.

 

 
На главную | Содержание | < Назад....Вперёд >
С вопросами и предложениями можно обращаться по nicivas@bk.ru. 2013 г. Яндекс.Метрика